Новороссийск Суббота, 28 декабря

Грандиозный объект: каким был ц/з «Октябрь» до войны

Местный историк Василий Алексеев знаком многим новороссийцам. Часто он рассказывает о том, каким был город в разные годы, публикует архивные фотографии, пишет исторические статьи.

Об одной из таких публикаций, рассказывающей о винодельне на Шесхарисе, «Блокнот» писал ранее. Сегодня мы хотим познакомить вас с еще одной работой Василия, посвященной железобетону и истории его применения на юге России, в частности, в Новороссийске. Ниже публикуем текст автора в оригинале. 

В наше время таким материалом, как железобетон, никого не удивить. Начиная от какого-нибудь незамысловатого бордюрчика или ограждения клумбы на приусадебном участке, заканчивая строительством крупных промышленных объектов — везде вышеупомянутый материал является фундаментальным, в прямом и в переносном смысле слова. Он прочно вошел в нашу жизнь и его использование является уже чем-то обыденным. Так ли это было всегда? Для того, чтобы это понять, нужно взглянуть в прошлое.

Удивительно, но одним из отцов железобетона был обычный французский садовник. В 1867 году некто Жозеф Монье получил патент на изготовление кадок для цветов из железа и цемента. Хотя есть информация, что при строительстве Царскосельского дворца в 1802 г., отечественные мастера уже применяли армированный бетон. Тем не менее, длительное время именно Монье считался изобретателем этого прочного материала. Он получил множество разнообразных патентов на конструкции из железобетона. Через 20 лет изобретение француза уже вовсю использовалось в России, где к началу ХХ века строительство железобетонных конструкций, жилых многоэтажных и производственных зданий достигло высокого уровня (по тем временам).

На юге России, в частности, на Черноморском побережье Кавказа, в этот период еще шли работы по строительству Сухумского шоссе, где железобетон применялся для возведения мостов. Новая дорога существенно оживила жизнь на «Русской Ривьере». В Гаграх в 1903 г. по проекту гражданского инженера Александра Яковлевича Дубова началось строительство железобетонного здания гостиницы «Новая». С большей долей вероятности можно предположить, что для вышеозначенных объектов использовался новороссийский цемент.

А что же было построено из железобетона на берегах Цемесской бухты?

Было бы наверно обидно констатировать тот факт, что в городе, где дымят трубы цементных заводов, не было ни одного здания из железобетона, тем более, на заре начала его активного применения. Наш город в конце XIX столетия уже мог похвастаться разного рода новинками технического прогресса. Достаточно вспомнить знаменитый элеватор и электростанцию трехфазного тока. 

Летом 1912 г. известная в то время столичная фирма «Бодо Эгесторф» выстроила ряд железобетонных построек для цементного завода «Цепь» (ныне ц/з «Октябрь») в Новороссийске, который был введен в эксплуатацию в начале 1899 года. Поражают объемы проделанных фирмой работ. Особенно отличается своей грандиозностью главное здание вращающихся печей, выстроенное целиком из железобетона. Размер здания 110х32х20 метров, высота башни 27 метров. Вся конструкция опиралась на громадные железобетонные параболические опорные фермы, крыша также была из железобетона, окрашенная жидким варом. Устроен ряд силосов, из которых особенно примечателен силос для угля. Впечатляла также железобетонная эстакада с элеватором для транспорта клинкера.


Иллюстрации дают возможность судить о гигантских размерах печей. Кроме главного здания были еще выстроены и другие - для мельницы и турбин. Для смешивания бетона была установлена бетоньерка, производительностью 500 литров бетона в 3 минуты. Для подъема строительного материала имелась большая подъемная машина и механическая лебедка.
Всевозможные вспомогательные механизмы способствовали быстрому ходу работ.




Примерно в это же самое время строились и другие здания цементного завода в Тоннельной.

Прошли годы и теперь трудно сказать, что из вышеупомянутого сохранилось на территории нынешнего ц/з «Октябрь». В годы Великой Отечественной войны предприятие существенно пострадало и его восстановление обошлось бы очень дорого казне. Исходя из этого, Совет Министров СССР постановил на месте разрушенного, искореженного войной завода построить новое современное производство. Тем не менее, благодаря фото-документам, мы можем увидеть, наверно, одно из самых первых железобетонных зданий в нашем городе.

Фото в редакцию предоставил Василий Алексеев 




Новости на Блoкнoт-Новороссийск
0
0