Новороссийск Пятница, 27 декабря
Общество, 24.05.2017 19:30

История Черноморской губернии

Черноморская губерния с центром в Новороссийске была образована 23 мая 1896 года в результате преобразования Черноморского округа Кубанской области.  

 В 1904 году к губернии была присоединена территория вдоль побережья Черного моря до Гагр, площадь губернии увеличилась до 7327 верст.

1200px-Карта_Кубано-Черноморской_области_1923_г..jpg


23 мая 1896 года по инициативе устроителей Черноморского побережья Кавказа члена Государственного совета, гофмейстера Николая Саввича Абазы и министра земледелия и государственных имуществ Алексея Сергеевича Ермолова образована самостоятельная Черноморская губерния с административным центром в городе Новороссийске, в состав которой входило три округа: Новороссийский округ – административный центр город Новороссийск, Туапсинский округ – административный центр город Туапсе и Сочинский округ – административный центр посад Сочи (именно 23 мая 1896 года посаду Даховский было возвращено историческое название Сочи), который простирался от нынешнего поселка Лазаревское до города Гагры (ныне территория Абхазии) включительно.



Полковник Кутепов — губернатор Черноморской губернии. Журнал «Донская волна», 1918

В марте 1918 года Черноморская губерния была ликвидирована, на её территории образовалась Черноморская советская республика, входящая в РСФСР.
26 августа 1918 г. Новороссийск перешёл под контроль белой армии, была назначена администрация Черноморской губернии, функционировавшая до эвакуации белых в марте 1920 года.
11 мая 1920 года был образован Черноморский округ в составе Кубано-Черноморской области[
Черноморский округ (1866-1896), Черноморская губерния (1896-1920)
Узкая полоса между Черным морем и Главным Кавказским хребтом пролегающая вдоль северо-восточного берега Черного моря от города Новороссийска до реки Бзыбь.


bnrfdjzzafie lykamnoj.jpg

Герб Черноморской губернии

В сентябре 1896 года Новороссийск отмечал тридцатилетие своего возрождения. Шумных празднеств по этому поводу в городе не случилось. Видимо, новороссийцы еще не успели осознать всей значимости произошедших на их глазах перемен. 

Между тем, приход в Новороссийск железной дороги, возведение крупнейшего в Европе элеватора, строительство порта мирового класса, бурная деятельность цементных заводчиков и экспортеров нефтепродуктов превратили некогда провинциальный приморский городок в крупный промышленный центр и транспортный узел на Юге России. 



Черноморская-губерния.jpg


Однако успехи индустриального Новороссийска отнюдь не гармонировали с удручающими темпами хозяйственного освоения Черноморского округа в целом. На это обстоятельство и обратил внимание правительственных сфер министр земледелия и госимуществ А.С. Ермолов, совершивший в августе-октябре 1894 года инспекторскую поездку по Кавказу. 


9.1m.jpg


В своем отчете, адресованном самодержцу, руководитель аграрной отрасли России указал на основные причины, препятствующие экономическому подъему Черноморья: незнание переселенцами природно-климатических, почвенных и агрокультурных особенностей края; неудачный выбор мест, отведенных под новые поселения; отсутствие государственных программ по подбору кандидатов для переселения на Побережье; наличие большого числа крупных, но заброшенных до сего времени землевладений, а также отсутствие дорог и средств, необходимых для освоения новых земель и обустройства переселенцев. 

Исправить создавшееся положение можно было лишь в результате скоординированных усилий центральных ведомств, наделенных правами законодательной инициативы. По предложению А.С. Ермолова такой координационный орган вскоре был создан.

15 марта 1895 года последовало высочайшее повеление об учреждении Особой комиссии под председательством члена Государственного совета гофмейстера Н.С. Абазы. Комиссия включала в себя представителей различных министерств: земледелия и государственных имуществ, военного, внутренних дел, финансов, путей сообщения, юстиции, морского, государственного контроля. Главной целью деятельности комиссии являлась разработка проекта законоположений «по устройству» Черноморского побережья Кавказа. 


ue,thybz.jpg

Результатом работы Особой комиссии явилось высочайше утвержденное 23 мая 1896 года мнение Государственного совета об изъятии Черноморского округа «из подчинения, в порядке управления, начальнику и областным учреждениям Кубанской области» и образовании в границах округа Черноморской губернии.

Административным центром новой губернии был определен город Новороссийск. Собственно, других городов в Черноморье на тот момент не оказалось. Сочи и Туапсе имели статус посадов, а Геленджик и вовсе числился деревней.

Управление Черноморской губернией предстояло осуществлять губернатору, подчиненному Главноначальствующему гражданской частью на Кавказе, и губернским учреждениям. 


E.N.-Volkov-zhurnal-Ogonek.jpg


Права и обязанности Черноморского губернатора, предмет его ведения и пределы власти определялись законом. 
В обывательских представлениях лицо, занимавшее губернаторский пост, обладало едва ли не безграничными административными возможностями. В действительности же, как справедливо указывал известный отечественный правовед Н.И Лазаревский, губернатор оставался, прежде всего, чиновником министерства внутренних дел, причем, преимущественно, полицейским чиновником. Большая часть рабочего времени губернатора проходила в чтении министерских циркуляров, ознакомлении с ведомственной перепиской и вынесении резолюций по поводу бесконечных обращений, ходатайств и жалоб юридических и физических лиц.

 Современники подсчитали, что в среднем количество ежедневно просматриваемых губернатором бумаг достигало трех-четырех сотен. 


«Губернатор разрешает единолично лотереи и благотворительные спектакли, – писал в 1913 году И.М. Страховский, – перевезение мертвых тел и погребение их в церковной ограде, выдачу паспортов женам безвестно отсутствующих мужей, …устройство типографий и литографий... и т.п.».

Загруженность губернатора исполнением дел малозначимых и сиюминутных, безусловно, отрицательно сказывалась на результатах его деятельности.
Вместе с тем, законодатель неизменно усматривал в фигуре губернатора «главного представителя верховной власти в губернии, ее начальника и хозяина, охранителя правосудия и казенного интереса». Что, кстати сказать, находило непосредственное отражение и в оценке труда руководителя губернской администрации. Так, в 1896 году размер содержания Черноморского губернатора составлял 7000 руб. (жалованье – 3500 руб., столовые – 3500 руб.), с предоставлением квартиры за счет казны. В дальнейшем размер губернаторского содержания увеличился до 10 000 рублей в год.

По предложению Особой комиссии была также учреждена должность Черноморского вице-губернатора, поскольку предполагалось, что «по местным условиям губернатор обязан будет к возможно частым выездам для ознакомления с неотложными нуждами населения». 
Размер содержания вице-губернатора оказался ровно вполовину меньше губернаторского и составил 3500 руб. (1500 руб. – жалованье, 1000 руб. – столовые, 1000 руб. – квартирные).
Ключевым органом губернского управления являлось общее присутствие. В его ведении находились вопросы, решения по которым принимались исключительно в коллегиальном порядке. 
Общее присутствие под председательством губернатора составляли: вице-губернатор, правитель канцелярии, представитель министерства земледелия и государственных имуществ, лицо прокурорского надзора, податной инспектор, губернский инженер, губернский ветеринар, губернский землемер.
Вице-губернатор и правитель канцелярии участвовали в заседаниях общего присутствия по всем делам, остальные члены – только по делам, относящимся к их компетенции.

Кроме того, в общее присутствие приглашались на правах членов: при обсуждении дел по городскому общественному управлению – новороссийский городской голова и один из гласных городской Думы; по делам о воинской повинности – представитель военного ведомства; по делам о земских повинностях – представитель почтово-телеграфного ведомства; по делам судебного свойства – представитель судебного ведомства; по вопросам переселенческой политики – чиновник по переселенческим делам.
Делопроизводство по общему присутствию (по крестьянским, городским делам, воинской повинности и т.д.) сосредотачивалось в канцелярии Черноморского губернатора.
Штат канцелярии губернатора состоял из правителя канцелярии, двух старших, двух младших его помощников, а также одного регистратора.

Вновь образованная Черноморская губерния была разделена на три округа: Новороссийский, Туапсинский и Сочинский.
Заведование округами в административном отношении вверялось начальникам округов. Осуществление функций полиции в округах (Сочинском и Туапсинском) возлагалось на участковых начальников. 
В самом Новороссийске учреждена была, по отдельному штатному расписанию, городская полиция, подчинявшаяся непосредственно Черноморскому губернатору.

К обязанностям губернатора надо добавить обязанности его жены.

 Да, жена губернатора, не занимавшая ни каких официальных постов, так же находилось на службе. Обычно жёны губернаторов возглавляли различные общественные и благотворительные организации губернии и не одну сразу.
Стоит особо отметить, что наиболее известной общественной деятельницей остается до сей поры Вера Андреевна Волкова, супруга черноморского губернатора Евгения Николаевича Волкова. 


В свое время ей довелось возглавлять Черноморское общество воспитания и защиты детей, председательствовать в обществе вспомоществования недостаточным учащимся города Новороссийска. 
По инициативе Волковой осенью 1901 года при городском женском училище было открыто бесплатное отделение кройки и шитья. А в 1903 году при активной поддержке супруги губернатора открылся приют «Ясли» на Стандарте для детей от грудного возраста до семи лет. 

В 1904 году В.А. Волкова возглавила еще один общественный орган – Черноморский комитет Красного Креста. В годы русско-японской войны этим комитетом был сформирован Черноморский санитарный отряд, развернувший собственный полевой лазарет в далекой Маньчжурии...


В 1910 году ВКЖД между Новороссийском и столицей империи пустила скорый пассажирский поезд "Черноморский экспресс".
Экспресс ходил один раз в неделю по понедельникам, совершая пробег до столицы империи за 54 часа 30 минут (двое суток и шесть с половиной часов). Движение экспресса былосогласовано с приходом пассажирских пароходов в Новороссийск.Состав состоял из спальных вагонов 1 и 2 классов, вагона-ресторана, имел электрическое освещение и был самым комфортабельным поездом Общества.
Как отмечали современники:
" поезд этот весьма понравился публике и ходит всегда переполненным."
( Г. Москвич " Владикавказская железная дорога. Практичских путеводитель на 1915 г." Петроград 1915 г. стр. 134 )


№ 281 Черноморский экспресс цветная.jpg


   Город-труженик
В 1913 году Новороссийск был центром Черноморской губернии, имевшей 295 фабрично-заводских и промышленных предприятий с общим годовым объемом производства в 1 миллион 110 тысяч 359 полновесных царских рублей и создаваемым 5298 парами рабочих рук. В самом Новороссийске и его окрестностях действовали 73 предприятия с числом работающих в 1350 человек.

Что это было: четыре цементных завода (общий объем производства 7 580 807 руб.), один нефтеперегонный завод «Русский стандарт» (2 854 654 руб.), один чугунолитейный, два пивоваренных, четыре лесопильных завода. Десять (! — к вопросу о просвещении) типографий, в которых трудились 114 рабочих. Мелкие производства: 20 рыболовных заводов, два мыловаренных, 6 кожевенных, 28 бондарных, 27 кирпичных, 12 известковых, один черепичный, 131 мельница (водяные, конные и ветряные), завод газированных вод, три завода по производству искусственного льда, девять колбасных. Также — 10 заведений искусственных минеральных вод и конфетная фабрика.


93270.jpg

Торговали со всем миром
Грузооборот Новороссийска в 1913 году впечатляет. Прибыло по железной дороге и морем почти 117 миллионов пудов (хотите узнать в килограммах — помножьте еще на 16) грузов, отправлено — почти 100 миллионов пудов. Основную долю перевалки составляло зерно. 

В значительных объемах через Новороссийск переваливается табак — до 200 тысяч пудов в отдельные периоды года. Город был в то время главнейшим русским отпускным портом для бензина, который «снабжает Францию с ее автомобилями и аэропланами».

И, кстати — знаменитые французские виноделы серьезно зависели от работы нашего порта: вывоз дубовой клепки для виноделия Франции и ее колонии — Алжира составлял в 1913 году около миллиона пудов.

Через Новороссийск вывозили также поташ, солодковый корень, рельсы, цинковую руду, цемент, асбест, сено, костную муку, сушеную кровь, подсолнечное масло и др.

Недоимка замучила
Сбор «с недвижимых имуществ» в доход города составил в 1913 году 160 тысяч 730 рублей, сбор с торговли 4500 рублей, с «оброчных статей и городских имуществ» — 115822 рубля. 

«Городская доходность могла бы быть и больше, если б Владикавказская железная дорога уплачивала со своих сооружений оценочный сбор в пользу города. Но Общество Владикавказской железной дороги считает свои портовые сооружения, оцененные в 15 миллионов рублей, свободными от обложения городским оценочным сбором ввиду их бездоходности, как предприятия, обслуживающие общие интересы торговли», — уныло констатировали статистики того времени.

Похожую позицию занимали и хозяева цемзаводов — не платили.

Тем не менее, местная власть умудрялась поддерживать город во вполне пригодном для проживания состоянии. На народное образование (в Новороссийске, помимо четырех частных учебных заведений, действовали также мужская и женская гимназии, два 4-классных городских училища, ремесленная школа, школа кройки и шитья, еврейское училище, евангелическо-лютеранское училище, 18 начальных училищ) казна тратила 110 430 рублей. На содержание полиции было потрачено 46 958 рублей, на благоустройство города — 21 210 рублей.

Большая часть Старого и почти весь Новый город были хорошо вымощены галькой, улицы содержались «в достаточной чистоте», так что не стыдно было перед проживавшими в Новороссийске консулами и вице-консулами Англии, Франции, Бельгии, Испании, Италии, Голландии, Дании, Греции.

Между нами, народами
Население Новороссийска сто лет назад составляло 69 тысяч 130 человек. И — невероятная вещь для нынешней демографии — число мужчин (38692) более чем на 10 тысяч превышало число женщин (27738)!

Большинство составляли русские — 50 206 человек. Греков проживало 3 627, евреев — 3 428, армян — 1 445 человек. Представителей прочих национальностей (немцы, грузины, персы, татары, чехи, турки, французы, англичане, итальянцы) насчитывалось 2 322 человека.

В городе попадались лютеране, караимы, англикане, евангельские христиане, адвентисты. Католиков насчитывалось 1600 душ, иудаизм исповедовали 3400 человек, магометан было 1300, адептов армяно-григорианской Церкви — 1300. Православных — 54 тысячи новороссийцев.

Досточтимая публика
К следующему, 1914 году, Новороссийск подошел с шестью (!) кинематографами: «Прогресс» на улице Мартыновской, «Марс» на улице Раевской, «Олимпия» — угол Николаевской, «Вулкан» — Серебряковская, «Солей» — Николаевская и в народном доме общества трезвости — на Романовской.

Действовали три клуба: 1-е Общественное собрание (в Старом городе на улице Серебряковской), 2-е Общественное собрание — в саду «Стандарт» и женский клуб по Вельяминовской улице.

Собирались Общества: сельских хозяев Черноморской губернии; приказчиков; борьбы с жестоким обращением с животными; Общество пособия бедным.

1 июня 1914 года состоялась торжественная закладка дома Черноморского губернатора, архитектором Федоров. В этом здании должны были разместится канцелярия и квартира Черноморского губернатора. В сентябре городские газеты писали:

"На Дмитровской улице, вблизи мужской гимназии вчерне закончена постройка дворца губернатора. Здание имеет три этажа, величественное с виду. После окончательной отделки оно будет лучшим украшением города. Стиль здания смешанный, с колоннами, барельефами, нишами и фигурными украшениями."
К концу года строительство было закончено и велась внутренняя отделка. 


856ceae98e3e.jpg

Библиотека Баллиона предлагала новороссийцам свыше 10 тысяч томов. Действовала бесплатная читальня. Можно было взять книгу и на дом — это стоило 50 копеек в месяц за том при залоге в полтора рубля.

К услугам публики был Городской летний театр, где в сезон играли драматическая либо опереточная труппа. Билет в ложу стоил от 4 рублей 40 копеек до 5 рублей 40 копеек, за место в партере нужно было заплатить от 65 копеек до 2 рублей 10 копеек. Были и дешевые — от 30 копеек — билеты на балконе.

Хлеб насущный
Цены на продукты первой необходимости были следующие: мясо I сорта — 15 копеек за фунт, II сорта — 13 копеек; масло сливочное — 55-60 копеек фунт; молоко коровье и козье — 8-11 копеек бутылка; сливки — 20 копеек стакан; хлеб белый — 5 копеек фунт; колбаса — от 30 до 60 копеек, ветчина — 70 копеек. Виноград в сезон продавали от 5 до 15 копеек за фунт, огурцы — 30 копеек сотня, капусту — 50 копеек пуд!

Отобедать можно было за 90 копеек тремя блюдами, а за рубль двадцать — четырьмя в ресторанах «Европа», «Метрополь» и «Франция». Во второклассных гостиницах обед из трех блюд стоил 75 копеек, так же как и в «Центральном» ресторане по улице Раевской. В 1-м Общественном собрании и в «Кафе-де-Пари» рядом с почтовым отделением можно было поесть на 50 копеек. На улице Серебряковской сладкоежек ждали несколько кондитерских и уйма кофеен.

С ветерком!
По городу можно было передвигаться в извозчичьих фаэтонах, запряженных парой лошадей, и в пролетках (одноконные) или в автомобилях. С вокзала в Старый город маршрут обходился 50 (фаэтон) и 30 (пролетка) копеек соответственно, на Станичку — 60 и 45 копеек. Между вокзалом, старым, Новым городом и цемзаводами (так называемый Французский город) курсировали автобусы. Проезд стоил от 10 до 15 копеек в зависимости от дальности поездки.

В бухте от пристани к городу и обратно, а также к цемзаводам ходили моторные лодки — 5-10 копеек в один конец. Дважды в день отходили катера в Геленджик. Билет в I класс стоил 75 копеек, во II— 50. В пассажирском автомобиле до Геленджика брали по два рубля с человека.

Для утомившихся на водах
В 1913 году в Новороссийске действовали санаторий доктора С.С.Гуревича по нервным, внутренним и женским болезням и Городская грязевая лечебница на Суджукском озере. Принимать морские и грязевые ванны с лечебной целью приезжали до 3 тысяч человек. Сюда направлялись «нуждающиеся в отдыхе после утомительного лечения в КавМинВодах».

Напоследок стоит сказать, что не только из столетнего далека видятся достижения любимого города. В конце 1913 года, в ноябре, в Петрограде открылась сельскохозяйственная и культурно-промышленная выставка «Русская Ривьера», отражавшая бурное развитие Черноморской губернии. Наместник Его императорского величества на Кавказе граф Воронцов-Дашков пожаловал на ее организацию 7 тысяч рублей. Особым успехом пользовался на выставке отдел удельного имения «Абрау-Дюрсо». Ну, вы понимаете...
   Цены на Кубани в начале ХХ-го века

По Новороссийску (1912-14 год): 
- за 20-25 рублей в месяц можно иметь в частном доме хорошую комнату;
- от 300 до 600 рублей за сезон сдаются хорошие дачи в окрестностях Новороссийска и на Пенае (от 4 до 6 комнат); - лучшие гостиницы - "Европа" и "Метрополь", по 30 номеров, с электрическим освещением, ваннами, ресторанами и пр., от 1 руб 25 коп до 4 рублей за номер;
- обеды в ресторанах при гостиницах - 90 коп. из 3 блюд и 1.20 руб - из 4-х блюд; 

"Черноморское побережье Кавказа" В.П. Доброхотов, 1916 год


О ТОВАРООБОРОТЕ ПОРТОВ ЧЕРНОМОРСКОЙ ГУБЕРНИИ​НАКАНУНЕ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ1914—1918 гг.​

Из двух черноморских портов в довоенное время только Новороссийск имел крупное значение и по заграничной торговле, и по каботажу. Он расположен в глубине Цемесской бухты и огражден двумя прямыми равной величины молами (по одной версте), восточным и западным, от южных волн. Он имеет 3 пристани, связанных с элеватором, 2 нефтяных, одну каботажную б. РОПИТ и одну б. Стандарт также каботажную. В южной части порта расположен каменный каботажный мол, на северной стороне, прямо против него, угольный пирс. По всем пристаням расположены рельсы, и общая длина причальной линии достигает двух с половиной верст. У пристаней элеватора одновременно могут грузиться 12 судов, 6 из элеваторов и 5 плечевой подачей из вагонов, подаваемых на пристани. Емкость элеватора — до трех миллионов пудов зерна, пропускная способность — до 400 загонов в сутки. Являясь крупнейшим элеватором в России, он имеет крупные недостатки, заключающиеся в том, что крупнейшие экспортные суда, прежде чем грузиться прямо насыпью из элеватора, должны быть загружены до известной осадки плечевой подачей, ибо иначе нельзя подвести суда под трубы элеватора. Затем, недостатком элеватора является то, что он слишком далеко отстоит от пристаней, что, конечно, сильно удорожает погрузку.
Новороссийск имел крупный товарооборот, в котором хлеб и нефть имели исключительное значение. Особенностью Новороссийска является то обстоятельство, что он имел крупный ввоз иностранных товаров, из года в год возраставший.
Каботажи достигали в Новороссийске крупных размеров, особенно по вывозу, в 1913 г. общий товарооборот по малому каботажу превысил 28 млн. пудов.
Северный Кавказ после районирования. Сборник. Ростов н/Д., 1925, с. 328—330.


Первый Черноморский губернатор.
Тиханов Евграф Филиппович (1837– 1908), генерал от кавалерии.
Уроженец области Войска Донского. Потомственный дворянин. 
В 1856 г. окончил войсковую гимназию в г. Новочеркасске. 
Военную службу начал переводчиком при штабе генерала И.Д. Лазарева 
в Дагестане. 
В 1886 – 1896 гг. – помощник военного губернатора Дагестанской области. 
В 1896 – 1901 гг. – Черноморский губернатор.
В 1901 – 1907 гг. – военный губернатор Дагестанской области.

Второй Черноморский губернатор
Волков Евгений Николаевич (1864 – 1933), генерал-лейтенант.
Из дворян Воронежской губернии.
В 1884 г. окончил Николаевское кавалерийское училище.
Служил в лейб-гвардии Гусарском полку. 
С 1901 г.– и.д. Черноморского губернатора. 
С 1903 г. – Черноморский губернатор.
В январе – апреле 1905 г. – Московский градоначальник. 
В 1905 – 1906 гг. – Таврический губернатор. 
В 1909 – 1917 гг. – Управляющий кабинетом Его Императорского Величества. 
В январе-феврале 1919 г. – Черноморский военный губернатор.


Новости на Блoкнoт-Новороссийск
  Тема: Новороссийск Исторический  
1
0