Новороссийск Суббота, 21 сентября
Общество, 19.06.2020 15:30

«Погибаю, но не сдаюсь!»: курсанты Ушаковки возложили цветы к памятнику Морякам революции

«Погибаю, но не сдаюсь!»

Именно такой флаговый сигнал был поднят на всех кораблях во время затопления Черноморской эскадры. Это произошло 18 июня 1918 года. Сегодня, 102 года спустя, руководитель Краснодарского регионального отделения Общероссийского движения поддержки флота, капитан второго ранга Сергей Ситников, курсанты Ушаковки, - члены экипажа литературно-патриотического клуба «Шхуна ровесников», - в память о тех трагических событиях, возложили цветы к памятнику Морякам революции.

Этой традиции уже много лет, но нынешний карантин наложил отпечаток на привычный ритуал. Как правило, офицеры военно-морского флота и курсанты вуза в этот день, 18 июня, многочисленной делегацией на катере, направляются именно к месту затопления Черноморской эскадры и опускают на воду венок. В этот раз немного изменили привычный ход событий, но традицию сохранили, пусть и таким небольшим составом.

Сергей Ситников, руководитель Краснодарского регионального отделения Общероссийского движения поддержки флота, вот так объясняет столь трепетное отношение венных моряков к событиям, более чем вековой давности:

- Для любого русского моряка корабль – это живое существо, корабль – это жизнь. Поэтому можно себе только представить, как тяжело было морякам-черноморцам выполнить приказ о затоплении, как тяжело было покинуть корабли! Не случайно, и сигнал был поднят: «Погибаю, но не сдаюсь! Конечно, сегодня мы чтим память именно кораблей, верой и правдой служивших российскому флоту. И так важно, что рядом с нами и подрастающее поколение, они не просто возлагают цветы, здесь, недалеко от монумента, установленного в память о затопленных кораблях, прошел самый настоящий ритуал «посвящения в шхунатики.

Согласно традиции, придумал которую еще основатель «Шхуны ровесников» Константин Подыма, чтобы стать полноправным членом экипажа, говоря попросту, «шхунатиком», нужно пройти определенный ритуал: произнести клятву перед знаменем и перед старшиной Шхуны, а потом выпить из фляги морской воды. Сегодня первокурсник Ушаковки Александр Гайка с честью прошел это испытание.   

Александр Гайка, курсант ФЭВТиСВ (1 курс)

- Я родился и вырос в Новороссийске, а значит знаком с его историей, ведь с первого класса, даже с детского сада, нам рассказывают про оборону Малой земли, про героев десантников. Поэтому чувство гордости за родной город, за его историю, испытываешь с ранних лет. К тому же, я с детства мечтал стать моряком, осознано шел к этой профессии, поступил в наш университет. Здесь у меня учился отец, он, кстати, и рассказал мне про «Шхуну ровесников», про её традиции, про то, чем там занимаются ребята. Много слышал и от своих друзей, поэтому тоже захотел стать членом экипажа. Сегодня моё желание исполнилось. На мой взгляд, это важно, что такие традиции передаются из поколения в поколение!

Досье:

Затопление Черноморской эскадры – это один из самых трагических эпизодов в истории российского флота. Ведь скорее, наши моряки отдавали жизни, спасая корабль, чем покидали его.

Затопление произошло 18 июня 1918 года в Цемесской бухте. Советское командование должно было передать свой Черноморский флот Германии. Но сделать этого не захотело. Исполнявший обязанности командующего Черноморским флотом капитан 1-го ранга Тихменев получил официальный приказ привести корабли флота из Новороссийска в Севастополь, где передать их немецким войскам. Он также получил секретный приказ затопить их в бухте Новороссийска. Тихменев после продолжительного раздумья и обсуждения с корабельными комитетами все-таки приказал всем кораблям идти в Севастополь. Многие экипажи отказались делать это и затопили их.

В память о событиях 18 июня 1918 года уже в 1980 году на 12 километре Сухумского шоссе был открыт Памятник морякам революции. На дальней от моря стороне дороги возвышается 12-метровый гранитный монумент коленопреклонённого матроса. На стороне моря находится куб с благодарственным текстом и флаговым сигналом «Погибаю, но не сдаюсь!» внутри, а также указатели кораблей с направлением и расстоянием до мест их затопления с точностью до сотой доли мили.

 

Новости на Блoкнoт-Новороссийск
0
0