Новороссийск Четверг, 26 декабря

6 августа по старому стилю в Новороссийске основали станицу Раевскую

С тех прошло ровно 160 лет.

Территория, на которой раскинулась современная станица Раевская, начала осваиваться ещё в середине XIX века. После присоединения Закавказья к России кавказские народы поднялись на борьбу за независимость. Поэтому оборона границ была крайне актуальной.

В 1837 году Николай Николаевич Раевский, начальник Черноморской береговой линии, генерал-лейтенант принял решение о строительстве укрепительных сооружений от Тамани до Поти для противодействия горцам, подстрекаемым турками и англичанами. Сам Раевский был инициатором, начальником и ответственным за строительство укреплений.


Николай Николаевич Раевский (младший)

Уже в 1839 году здесь, на реке Мескага, было построено укрепление – форт Раевский. Место было выбрано весьма удачно: степь – как ладонь, незаметно подобраться к казачьему стану невозможно. Удобно протекает река, защищая от набегов адыгов, черкесов и натухайцев на кубанские станицы и Черноморию. Кроме того, дорога между Анапой и Новороссийском была стратегической и требовала постоянной охраны во время перемещения войск и грузов.

Поэтому строительство форта велось интенсивно, и за 8 месяцев сооружение было возведено. В течение 16 лет он был не только стражем дороги, форпостом войск, местом передышки военных экспедиций, но и своеобразной промежуточной базой снабжения русских войск. Сооружение имело только одни крепостные ворота, смотрящие на Анапскую долину. Внутри располагались две казармы, офицерский дом, пороховой погреб и цейхгауз для хранения амуниции, две кухни и погреб для хранения провианта. В центре форта находился плац-парад и небольшая часовня.


А в 1862 году было принято решение об основании станицы Раевской. Соответствующий Приказ №332 был подписан 6 августа по старому стилю (по новому – 25 июля).

В Раевскую переселилось 2 офицера и 220 казачьих семей из 11 станиц Черномории. Также к станице был придан гарнизон, включающий, в основном, пеших казаков: 2 роты, 2 сотни и 2 орудия. К 3 февраля была окончена постройка станицы, мост через реку к форту Баканскому и дорога к станице Натухаевской.

Казаки получили земельные наделы, сеяли хлеб, занимались выращиванием овощей и ловлей рыбы.


В мае 1855 года форт Раевский был разрушен в ходе крымской войны отступающими русскими войсками вместе с другими укреплениями на Черноморском побережье. Так закончился первый период истории будущей станицы Раевской. Но начался следующий.

Уже к середине 60-х годов XIX века станица возродилась. В 1867 году казаки собственными силами возвели в станице Раевской каменную церковь во имя Вознесения Господня, и при ней – церковно-приходскую школу.

К 1891 году, то есть через 29 лет после основания, в станице Раевской проживало уже 1763 человека. Казаки станицы принимали участие на фронтах Первой Мировой войны, охраняли Китайско-Восточную железную дорогу во время китайского восстания, участвовали в боях против текинцев при взятии крепости Геок-Теле… 6 казаков станицы Раевской удостоены звания Георгиевского кавалера и отмечены Знаком отличия Военного ордена.

В годы Советской власти станица была переименована в Красно-Медведовскую в честь красноармейца Медведева, погибшего в годы Гражданской войны, но название в станице не прижилось. На территории станицы было организовано 4 колхоза, работала машинно-тракторная станция. В 1930 году 42 семьи раевских казаков взяли на воспитание детей из голодающего Поволжья.

С тех пор в истории станицы Раевской было ещё немало страниц. Сегодня это – крупный населённый пункт в пригороде Новороссийска, где проживает, по данным переписи 2010 года (итоги переписи-2020 до сих пор не подведены), более 10 000 человек (сейчас уже наверняка больше).

Анастасия Мухтарова


Новости на Блoкнoт-Новороссийск
1
0