Общество,
28.06.2017 17:48
Южные пруды Новороссийска: где прятался бронепоезд?
Читайте также:
- Как встретил Новороссийск первые дни войны (22.06.2017 04:00)
- История Черноморской губернии (24.05.2017 19:30)
- История Новороссийско-Сухумского шоссе (17.05.2017 20:46)
Р.С.Ф.С.Р.Н.К.П.С.
Владикавказская Сов. Жел. дор.
Сл. Пути и Зданий
17-й участок
2 июля 1921 г.
№ 31750903
Ст. Новороссийск
Срочно.
НАЧКАВСЕКТОР.
Доклад о постройке ветви Новороссийск-Мысхако.
I. Приказом по Войскам Кавказскаго фронта № 580 постройка ветви Новороссийск-Мысхако на основании постановления Совета Труда и Обороны от 17 октября 1920 года об"явлена военно-срочной с вытекающими отсюда последствиями.
2.Ход работ. Постройка началась 17-го марта; вначале имелось 45 человек рабочих, прикомандированных с Влк.ж.д. В половине апреля были даны на постройку из Новороссийскаго Особморотдела 200 военнопленных - врангелевцев. В половине мая было из Особаго Отдела дополнительно получено еще военнопленных врангелевцев. По получении военнопленных все железнодорожные рабочие были в виду крайней нужды в рабочих на дороге, откомандированы обратно с постройки и таким образом количество рабочих до II/VI оставалось в 246 человек, из коих до 20% было все время работ больных и не имеющих обуви и одежды. Вследствии этого количество рабочих фактически работавших было около 200 человек. При наличии указанной рабочей силы и при условии двойных выработок против урочнаго положения (что возможно было при нормальном питании, аккуратном получении пайков и премий натурпремирования) первая очередь работ начиная с I/VI могла быть окончена в 65 рабочих дней или к 15 августа. Все работы (при условии если будет отменен дополнительный с"езд) могли быть окончены к 1—му сентебря. Принимая во внимание: 1. что после домебелизации военнопленных рабочих фактически производящих работы, осталось около 30 человек, 2. что с 10/VI все рабочие, служащие и лошади исключена с довольствия Опродкомфлота и никуда не переданы на довольствие (что создало условия, при коих нельзя было в полной мере использовать их труд), 3. что вагонеточные земляные работы могут быть произведены при количестве рабочих лишь нееменее 100 человек, работ указанной рабочей силой производиться не могут. Для возможности исполнения сроков и возможности в полной мере использовать уже налаженную организацию (штат и оборудование) на 250 человек, необходимо немедленно довести количество рабочих до 200-250 человек и с момента их получения будет возможно установить сроки работ согласно вышеизложеннаго. В случае большаго количества рабочей силы сроки соответственно укоротятся.
3. О продовольствие. Для успеха и возможности работ необходимо немедленно включить постройку на довольствие (в настоящее время имеет 83 служащих и рабочих и 17 лошадей) и дать фонд для натурпремии.
4. Об обмундировании. Для оставшегося количества военнопленных необходимо выдать до 25 пар обуви, 20 комплектов белья 20 брюк и 30 гимнастерок.
Для вновь прибывающих рабочих (если таковые будут) необходимо так же так или иначе разрешить вопрос обмундирования. Неимение обмундирования создает большой % прогулов и условия при коих работ (в особенности трудных земляных) производить будет нельзя.
НАЧАЛЬНИК 17 УЧАСТКА. (подпись) КОМИССАР 17 УЧАСТКА. (подпись)
ПРОИЗВОДИТЕЛЬ РАБОТ. (без подписи)
Бронепоезд в обороне Новороссийска
Мы вернемся к этому документу ещё не раз в других публикациях, пока же нас интересует больше всего фрагмент, где подполковник спрашивает про "путь в карьер по Набережной города Новороссийска до дачи Мысхако", а ответ получает про "путь в Широкую Балку через дачу Мысхако". Интересно, где был карьер...
Вот ещё интересная карта, где обозначена железная дорога в Широкую Балку- о ней мы расскажем попозже .
Карьер находился на месте нынешнего озерка за Южным рынком.
Старожилы рассказывали, что во время ВОВ здесь в выработках карьера "прятался" бронепоезд. Но бронепоезда ходили только по стандартной колее, а к району нынешнего "Южного Рынка" подходила узкоколейка. Или нет?
На этом увеличенном кусочке немецкой аэрофотосъемки хорошо видна насыпь и въезд в укрытие на месте "Южных прудов".
Затем после войны этот объект потерял военное значение, был заброшен, в итоге на месте выработки со временем образовался водоем.
В начале войны в составе 47 армии бронепоездов не было. Был только один у Новороссийской военно-морской базы под названием «Народный мститель».
По первоначальному вооружению он был зенитным. На бронеплощадках стояли мелкокалиберные автоматические зенитные пушки, на бронированном паровозе Ов-3982 - счетверенная зенитная установка из пулеметов «Максим».
Экипаж бронепоезда из 53 человек был укомплектован моряками полуэкипажа базы, но паровозная бригада состояла из машинистов локомотивного депо И.А. Черниса и Н.И. Петрова. Первым командиром его стал капитан М.Т. Еременко.
Уже летом 1942 года бронепоезд был перевооружен. Зенитные орудия сняли и передали 117-му артиллерийскому дивизиону береговой обороны, стоящему на Мысхако, а бронепоезд получил корабельные 76-мм орудия 34К, которые могли стрелять как по наземным, как и по воздушным целям.
Поэтому бронепоезд входил в состав противодесантной обороны базы и нес боевое дежурство на железнодорожной ветке, проходившей по набережной западного берега Цемесской бухты от железнодорожной станции до батареи на Мысхако. Командиром его стал старший лейтенант М.Т. Загребельский. А мальчишки, пользуясь небольшой скоростью состава, старались прокатиться на буферах или подножках, за что нещадно гонялись личным составом бронепоезда.
Бронепоезд «Народный мститель» остался в центральном районе города. Поддержка войск бронепоездом была весьма существенной, так как батареи на Мысхако к вечеру 6 сентября были взорваны.
Наступила осень. 9 сентября противник перешел в наступление и к вечеру вышел к берегу Цемесской бухты в районе рыбного порта. В ночь на 10 сентября началась эвакуация защитников города.
Бронепоезд «Народный мститель» прикрывал эвакуацию. И только в ночь на 12 сентября, когда эвакуация была закончена, моряки взорвали бронепоезд, а сами переправились через бухту.
Бои на Малой Земле- редкое фото из архива военного корреспондента 255 бригады морской пехоты Кирпичева Павла Яковлевича.
Как появлялись бронепоезда в Новороссийске
В тяжелом для Родины 1941 году рабочие Новороссийска решили помочь Родине - построить бронепоезд своими силами и за свои деньги.
Локомотивное депо отремонтировало паровоз, на вагоноремонтном заводе произвели бронировку и вооружение вагонов и паровоза. Вооружение - четыре 76-мм пушки и пять пулеметов дала Новороссийская военно-морская база. Из моряков был сформирован экипаж. 3 января 1942 г. бронепоезду было вручено Боевое Знамя. 9 января назначен командир - старший лейтенант М.Р.Чечельский, 14 января - комиссар, старший политрук Борис Зиновьевич Хавинсон, которого позже заменил политрук Петр Михайлович Устинов, комиссар одной из бронеплощадок. Михаил Рафаилович Чечельский – участник обороны Одессы, где командовал бронепоездом "За Родину", построенным на заводе им. Январского восстания. Бронепоезд действовал с 29 августа 1941 г., поддерживая кавалерийскую дивизию полковника Новикова на участке Сухой Лиман.
В ночь на 16 октября, прикрывая отход дивизии при эвакуации города, он принял свой последний бой и был взорван. 22 января Новороссийский бронепоезд вошел в состав Азовской военной флотилии как "Бронепоезд № 10 Береговой обороны Черноморского флота". Он получил название "За Родину!", по всей видимости, предложенное М.Р.Чечельским.
Первоначально бронепоезд оборонял побережье Азовского моря с базированием на станцию Ахтыри (станица Приморо-Ахтарская), а с обострением обстановки был передан в Отдельный Донской отряд кораблей Азовской флотилии и перешел на линию Батайск - Азов, базируясь на станцию Азов. Задачей бронепоезда была охрана побережья Азовского моря, переправ через реку Дон. Он отражал налеты авиации противника (14 июля его зенитчики сбили первый самолет), уничтожал группы диверсантов. 24 июля наши войска оставили Ростов-на-Дону и завязали бои за Батайск. Командующий Южного фронта направил на поддержку войскам 18-й армии 30-ю стрелковую дивизию. 26 июля бронепоезд прикрывал в районе Кулешовки переправу через Дон этой стрелковой дивизии. На следующий день, 27 июля, 57-й танковый корпус 17-й армии противника нанес удар по стыку 18-й и 12-й армий и стал продвигаться на Кагальницкую в тыл 18-й армии. Советские войска вынуждены были отступать.
Бронепоезд отошел к Азову. Но авиации противника удалось повредить железнодорожные пути и сам бронепоезд. Он лишился возможности передвигаться. Противник входил в город Азов. Экипаж бронепоезда принял бой. Он сумел сбить три самолета противника и уничтожил много гитлеровцев. Расстреляв весь боезапас, он взорвал бронепоезд, чтобы тот не достался врагу. Захватив оружие и раненых, бронепоездники отошли на 661-ю стационарную батарею береговой обороны. Действуя в окружении, батарея под командованием старшего лейтенанта П.И.Желудькр и комиссара А.П.Брунова при поддержке кораблей Азовской флотилии в течение шести дней вела бой. Израсходовав весь боезапас, окруженный гарнизон по приказу командования взорвал орудия и отошел к станице Старо-Щербиновской, а потом на катерах (полуглиссерах) дивизиона, которыми командовал Ц.Л.Куников, был эвакуирован в Ейск. Часть экипажа бронепоезда "За Родину!" во главе с командиром капитаном М.Р.Чечельским была направлена на пополнение бронепоезда № 6 Азовской флотилии, а остальные остались в гарнизоне города Ейск. Действия личного бронепоезда заслужили высокую оценку командования 30-й стрелковой дивизии. На вокзале станции Азов в 1994 году установлена мемориальная доска с текстом: "Здесь на железнодорожной станции базировался и отважно сражался с немецко-фашистскими захватчиками в 1942 г. бронепоезд № 10 "За Родину". О новороссийском бронепоезде писал в одном из своих фронтовых очерков военный корреспондент Аркадий Первенцев, автор романа "Кочубей".
Рассказ ведется от имени командира бронепоезда. В целях сохранения военной тайны изменены фамилия командира и некоторые факты его биографии: "Пришел я сюда с приказом в кармане принимать бронепоезд. А он еще не готов. Оказывается, новороссийские рабочие делали бронепоезд на свои деньги и в сверхурочное время. Не понял я того тогда, мало еще думал, приехал в мастерские, накричал: "Давай, мол, срочно броневик!".
Сами понимаете, разыгрывал такого "марсофлота". Слышу разговор за моей спиной: "Кто это шумит?" - Торба-тюк, лейтенант" - "Кто он толком-то?" - "Командир бронепоезда" - "Какого?" - "Нашего" - "Нашего? Пропащие труды и гроши". Наконец принял я бронепоезд, снизу доверху облазил, распределил экипаж, и когда развел пары, сказал речь рабочим: "Обещаю и кровью своей клянусь - ни одной заклепки зря не отдам". Я дал полный вперед и пошел на Тоннельную - Краснодар - Ростов. Дрался наш бронепоезд хорошо. Ребята попались под мою команду надежные. В большинстве моряки-черноморцы. Помог мне Севастополь. Уважение другое. Крейсировали мы по суше, как по морю. Но потом пришли трудные дни. Горел Азов, горел Ростов. Поступил приказ взорвать бронепоезд и уходить в морскую пехоту. Получил я этот приказ и хотел застрелиться. Но застрелиться - дело нехитрое. Труднее в такое время жить и драться...". В мае 1942 года новороссийские железнодорожники построили второй бронепоезд "Народный мститель" с паровозом Ов-3982.
Первым командиром его был назначен капитан М.Т.Еременко, которого вскоре сменил старший лейтенант М.Т.Забельский.
Первоначально бронепоезд был вооружен мелкокалиберными орудиями зенитной артиллерии и входил в систему противовоздушной обороны Новороссийской военно-морской базы. Он ходил по железнодорожной ветке, проложенной еще до революции от вокзала до Суджукской косы, отражая налеты вражеской авиации на порт и город. После войны эта ветка была разобрана, остались от нее только мостики между водной станцией и гостиницей Новороссийск и около кинотеатра "Нептун". Позже бронепоезд перевооружили 76-мм орудиями, а зенитные орудия передали на береговую батарею в Мысхако. Когда враги подошли к Новороссийску, бронепоезд "Народный мститель" активно участвовал в обороне города. Он вел бои на подступах к станции, отходил к морю на городскую ветку. Особенно трудно приходилось машинистам. Короткий отрезок пути не давал свободу для маневра. До самого последнего дня сражался бронепоезд, отражая налеты авиации противника, поддерживая войска артиллерийским и пулеметным огнем. В ночь на 10 сентября началась эвакуация защитников Новороссийска, которую также прикрывал своим огнем бронепоезд. Он был взорван экипажем в ночь на 12 сентября в районе мыса Любви.
Краснофлотцы бронебойщики, залегли за насыпью железнодорожной. ветки ведущей в сторону косы
3 сентября 1942 года немецко-фашистские войска начали штурм города Новороссийска и к концу дня заняли поселки Федотовка и Васильевка.
Железная дорога вдоль моря
Начиная с 3 сентября, бронепоезда № 6 и № 751, сведенные в один дивизион № 16 под командованием М.Р. Чечельницкого, вели стрельбу по противнику прямой наводкой с огневой позиции в районе цемзавода «Победа Октября» в Гайдуке, поддерживая части 77-й стрелковой дивизии.
Бронепоезд «Народный мститель» курсировал по железнодорожной ветке вдоль западного берега бухты, центрального района города, и поддерживал своим огнем части морской пехоты, сдерживающие наступление вражеских войск со стороны Мысхако, Абрау-Дюрсо.
Редкое фото редкое фото из архива военного корреспондента 255 бригады морской пехоты Кирпичева Павла Яковлевича.
В этих боях бронепоездники уничтожили один танк противника, и еще несколько танков ими было повреждено.
Боец на Малой Земле несет воду . редкое фото из архива военного корреспондента 255 бригады морской пехоты Кирпичева Павла Яковлевича.
В полдень 4 сентября немецкие автоматчики сумели прорваться через Небержаевские высоты и выйти на Стандарт. Возникла опасность, что они смогут перерезать железную дорогу и блокировать бронепоезда.
В ночь на 5 сентября бойцы бронепоездов в районе станции Гайдук взорвали все находившиеся там паровозы и вагоны, железную дорогу, и отошли к Кирилловке и Мефодиевке. Их боевая зада¬ча осталась прежней - огневая поддерж¬ка 77-й дивизии.
5 сентября 77-я дивизия отошла и заняла оборону на окраине поселка Кирилловка.
6 сентября вражеские войска вышли на дорогу Неберджай - Новороссийск и прорвались к северо-западным окраинам Мефодиевки, а к вечеру 7 сентября завязали бои за железнодорожный вокзал, порт, холодильник и завод «Красный двигатель». Оборона Новороссийска оказалась разорванной на две части.
Бронепоезда отошли: Тимашевский №6 - к судоремонтному заводу, а «Свердловский железнодорожник» - в порт, в район Импортной пристани.
В ночь на 7 сентября, взорвав имущество порта, группа работников порта во главе со вторым секретарем ГК ВКП(б) П.И.Васевым ушла в горы, в партизаны.
По приказу начальника артиллерии НОР были взорваны и оба бронепоезда, а члены команды ушли в Геленджик.
Бронепоезд «Народный мститель» остался в центральном районе города.
Поддержка войск бронепоездом была весьма существенной, так как батареи на Мысхако к вечеру 6 сентября были взорваны из-за отсутствия снарядов.
9 сентября противник перешел в наступление и к вечеру вышел к берегу Цемесской бухты, в районе рыбного пор¬та.
В ночь на 10 сентября началась эвакуация защитников города. Бронепоезд «Народный мститель» прикрывал эвакуацию. И только в ночь на 12 сентября, когда эвакуация была закончена, моря¬ки взорвали бронепоезд, сами переправились через бухту.
Несмотря на то, что бронепоезд "Свердловский железнодорожник" покинула команда, он продолжал воевать.
Обычно ссылаются на воспоминания генерал-полковника М.Х. Калашника.
Но только одна фраза из его воспоминаний: «...Во второй половине сентября успешный рейд совершил отряд под командованием А. Лукашева. Смельчаки получили задание пробраться в район занятой врагом железнодорожной станции и ударить в тыл немецким подразделениям в районе цементного завода «Октябрь...» показывает, что генерал-полковник не знал ни Новороссийска, ни сущности дела.
Как все происходило, рассказал в своих воспоминаниях начальник штаба 1-го батальона 83-й бригады морской пехоты И.В. Жерновой. В батальон входила рота А.В. Тарановского, в которой младший политрук А. Лукашев командовал взводом.
7 сентября рота А.В. Тарановского с тяжелыми боями отошла от завода «Красный двигатель» к Импортной при¬стани, где и обнаружила брошенный бронепоезд.
Ночью, когда утихли бои, политрук роты И.Ф. Гребенщиков осмотрел бронепоезд и доложил о результатах И.В. Жерновому: " - Я нашел две исправные пушки в бронепоезде и двести семьдесят снарядов к ним.
Только у обеих нет прицельных приспособлений, но мы их найдем.» Политрук поднимается и, при¬гнувшись, бежит к бронепоезду " Свер¬дловский железнодорожник ". Мы идем вслед. От пуль укрываемся за сброшен¬ной с рельсов бронеплощадкой.
Поднимаюсь в башню, трогаю рукой пушку. И не верится. Зная, что политрук не разбирался в пушках, я попросил младшего по¬литрука Алексея. Лукашова, служившего до воины на подводной лодке артил¬леристом, чтобы он подготовил все не-обходимое для восстановления пушек. " На следующий день пушки бронепоезда привели в боевую готовность и укомплектовали моряками во главе с младшим политруком Алексеем Лукашевом.
Так у моряков появилась своя артиллерия. Для управления стрельбой построили наблюдательный пункт в одной из клетей транспортера цемзавода «Пролетарий». 9 сентября бронепоезд вновь открыл огонь. Моряки подбили три танка, два по¬вредили, уничтожили две автомашины с солдатами, разогнали несколько скоплений техники и солдат противника.
12 сентября А. Лукашова отозвали на формирование новой морской бригады. Его сменил лейтенант Николай Ефименко.
Под его командованием бронепоезд уничтожил еще три танка, машину с боезапасом и большое количество живой силы противника. К 14 сентября снаряды закончились. Доставить их не удалось.
Лишенные непосредственной артиллерийской поддержки, моряки не смогли сдержать превосходящие сил противни¬ка, и 15 сентября противник захватил электростанцию НоворЭС. Бронепоезд «Свердловский железнодорожник» был вновь оставлен и добит авиацией и артиллерией противника.
Через год, в сентябре 1943 года Новороссийск был освобожден от немецко-фашистских захватчиков. Железнодорожники разбронировали паровозы всех
трех бронепоездов и отремонтировали.
«Демобилизованные» «овечки» еще долго водили грузовые поезда на участке от Новороссийска до Краснодара в послевоенное время.
Бронеплощадки долго лежали, сброшенные с рельс. «Новороссийский мститель» был излюбленным местом игр ребятни.
Но и до них все же дошли руки, и все бронеплощадки были отправлены на переплавку.
Один из старожилов вспоминает:
- "Она шла по другой стороне бухты - вдоль всего берега, вероятно, от ж\д станции в Алексино. Артефактов, кстати, море было.
Навскидку - три моста, два вагона и вагон бронепоезда.
Бои на Малой Земле. Редкое фото из архива военного корреспондента 255 бригады морской пехоты Кирпичева Павла Яковлевича.
Мосты: Стандартные железобетонные. В районе к/т "Нептун" (аккурат пересечение Набережной/Черняховского, возможно, не сохранился).
Бойцы у железной дороги на Малой Земле . Редкое фото из архива военного корреспондента 255 бригады морской пехоты Кирпичева Павла Яковлевича.
В районе гостиницы "Новороссийск" на выходе из парка Фрунзе. Там же третий - около спасательной станции.
Сейчас по ним проходит пешеходная дорожка.
Железная дорога обозначена на одной из карт в музее Новороссийска.
Длина, навскидку, километров 8. Вероятно, предназначена была для транспортировки грузов со станции в район Алексино. Скорее всего, разрушена в войну.
Еще до войны между Тоннельной и западной окраиной Новороссийска была проложена узкоколейка
И по ней курсировал бронепоезд «Народный мститель» Его передали в оперативное подчинение 134-му зенитному дивизиону .
Но бронепоезд стоял на другой стороне Цемесской бухты, его основная база была там, где сейчас водная станция у центрального городского пляжа
Оказавшись в окружении, командир бронепоезда передал по рации «Использовал все боеприпасы, нахожусь в полутора километрах от Цемдолины, дальше продвигаться не могу — впереди немецкие танки.
Снимаю личный состав и вывожу к косе.
Прошу огонь на меня.
Несколькими зажигательными снарядами зенитчики попали в бронепоезд, и он был взорван, не достался оккупантам, а экипаж удалось вывести из окружения."
Сохранившийся фрагмент укрытия объездной ж/д ветки «бронепоезда» возле озёр, сейчас это ничем не приметный овраг с камышами. Эта ветка проходила через мостик на озерах. Раньше этот «овраг» был в 2 раза длиннее, но был засыпан под Южный рынок, впрочем, ещё ранее под ним погребено почти всё укрытие.
Основная ветка укрытия пролегала от перекрестка с проспектом и вдоль или по ул. Героев-десантников до поворота у церкви. После войны укрытие засыпали, и изрядно поработали бульдозерами, изменив ландшафт почти до неузнаваемости…
Аэрофотосъемка Люфтваффе, 16.11.1941 года (разведывательная )
Попытаемся разобраться, что нашли немцы, и насколько правдива эта информация ?
Немецкий комментарий к снимку:
5 км к югу от Новороссийска
Координаты:
Карта:
Расшифровка:
А) Военный лагерь
около 80 строений
- 1400 палаточных строений
1) 2 батареи пустые
Расшифровка подписи точки:
Е)laut gefangenenaufssagen unterird. Muna.
laut - громко или по, согласно, в соответствии с...
gefangenenaussagen - показания пленных
unterird (здесь немного сложнее) это сокращение от unterirdischer -подземная ёмкость для хранения, подземное хранилище
muna = Luftmunitionsanstalt или Munitionsanstalt
1) авиа. Luftmunitionsanstalt - склад авиационных боеприпасов
2) артил. Munitionsanstalt - 1) воен. завод боеприпасов, склад боеприпасов 2) артил. патронный завод, снарядный завод
И что мы имеем:
Е) В соответствии с показаниями военнопленных подземный склад.
Склад боеприпасов.
Стенки , около 10 метров высотой, возникли из-за повышения рельефа в сторону 7 микрорайона при въезде в тоннель склада.
Сверху никаких строений не видно.
До военного лагеря в сторону Алексино далековато и прямой дороги нет.
И еще раскоп под разъезд пересекает старую дорогу к лагерю и видно новую правее огибающюю разъезд, значит его строили после лагеря и зачем не подвели сразу прямо к лагерю.
Выходит так, что под 7 микрорайоном мы имеем подземный склад, куда мог заехать ЖД состав.
Место расположения ворот в подземный склад на углу возле дома № 45 по ГД и 201 по пр. Дзержинского.
А ЖД разъезд был немаленьким, начинался от этого места на углу и шел строго по прямой на мемориал и заканчивался строго в месте нахождения памятника в НГМА возле спортзала, кстати видны в гугле остатки дороги вокруг спортзала, и таки да большая площадка рядом со стадионом, а не стадион в вышке повторяет контуры старого стадиона (интересно почему не застроили), и напоследок:
радиостанция пункт В) Funkstation - стояла прямо на конечной троллейбуса ост. НГМА
Насчет скрытности строительства- имея ЖД не проблема вывозить любые объемы грунта, а НКВД мог обеспечить любую тайну, место достаточно далеко от жилья и целый военный лагерь под под боком.
И теперь вполне себе уместно процитировать.
В.И.БРЕЖНЕВ:
"По сути, вся Малая земля превратилась в подземную крепость..."
Упоминание из других источников каменоломен Мысхако - это есть разработка этого подземного склада. (других каменоломен в округе не видно.)
Все тайное когда нибудь становиться явным.
В Новороссийске предполагалась установка 180-мм железнодорожной батареи. Для него строили позицию между городом и посёлком Алексино. Но по каким-то причинам это орудие отправили в Туапсе.
Железнодорожная артиллерийская установка ТМ-1-180 (транспортер морской, тип 1, калибр 180 мм) была наиболее современной и одной из самых массовых установок советской железнодорожной артиллерии.
180-мм железнодорожная артиллерийская установка ТМ-1-180 в боевом положении
Немецкая авиаразведка оказалась права, объект: ЖД пути в углублении для ЖД артиллерийской батареи.
Немцы на улицах города. Уличные бои
Ранее мы писали как встретил Новороссийск первые дни войны- вам наверняка будет интересно.
ИСТОЧНИКИ:
журнал "Локотранс" №7/2001 НОВОРОССИЙСКИЕ БРОНЕПОЕЗДА
I. А.Н.Енин «Бронепоезда в битве за Кавказа» изд. Кооператив «Пресса», г. Ростов-на-Дону ,1991 г. 2 . По материалам Народного музея Локомотивного дело станции Новороссийск. 3. И.С. Шиян «Новороссийск - город-герой», М. Воениздат, 1972 г. 4. А.В. Ефимьев, А.Н. Манжосов и П.Ф. Сидоркин «Бронепоезда в Великой Отечествен¬ной войне 1941 - 1945 гг.» М. изд. «Транспорт» , 1992 г. 5. НГИМЗ ф. 5. Воспоминания М.Р. Чечельницкого 6. «От Кубани до Праги», Краснодар, Краснодарское Книжное издательство, 1977 г. 7. М.Коломиец, И.Мощанский "Оборона Кавказа. Июль-декабрь 1942 г." М., изд. ООО "Стратегия КМ"., 2000 г. 8. А.А. Гречко «Битва за Кавказ», М. Воениздат, 1971 г. 9. В. Закруткин «Кавказские записки 1942 - 1943», М. Воениздат, 1962 г. 10. Р.М.Глань, В.П. Коренькова «Верхнебаканская - моя малая Родина», Новороссийск, Изд. МУУО 2002 г. II. С.Г. Горшков "На южном приморском фланге", М. Воениздат, 1989 г. 12. Г.Н. Холостяков "Вечный огонь", Минск изд., "Беларусь", 1980 г. 13." Войска ПВО страны в Великой Отечественной войне 1941 - 1945. Краткая хроника ", М., Воениздат, 1981 г. 14 . «Хрестоматия по истории Кубани», часть 2. Краснодарское книжное издательство, 1982 г. 15. Т.Н. Крина «Это было до Малой земли», Новороссийск 2002 г. Публикация РИСО РФО в авторской редакции 16. Г.Н. Холостяков " Вечный огонь ", Минск ", Белорусь, 1980 г. 17. История Новороссийского торгового порта в Великой Отечественной воине. Рукопись 1946 г. Из фондов Совета ветеранов порта. 18. М.Х. Калашник «Испытание огнем» М. Воениздат, 1978 г. 19. И.В. Жерновой " Дальше враг не прошел ". Серия " Ратный подвиг Новороссийска ". Краснодар, 1980 г. 20. М.Коломиец "Бронепоезда Красной Армии в Великой Отечественной войне 1941-45 гг."ч.1. М., изд. ООО "Стратегия КМ", 2007 г.
Новости на Блoкнoт-Новороссийск